Что должен получить (требовать) заказчик вместе с сайтом?

 

 

Начинать любые работы, связанные с IT, нужно с технического задания. В силу молодости отрасли и отсутствия единых стандартов без ТЗ вероятность непонимания на этапе сдачи работ составляет примерно 100% или немного больше.

Неужели ТЗ нужно составлять и для простейшего сайта, и для текста, и для незначительных правок по готовому сайту? Да. Для совершенно любых работ нужно составлять техзадание. Для простых оно может поместиться в несколько абзацев, для сложных функциональных проектов техзадание – это отдельный важный этап работы с результатом в виде многостраничного документа.

 

Итак, что нужно проверять при приёмке сайта:

  1. соответствие сайта техническому заданию
  2. регистрацию домена на заказчика (компанию или физлицо), доступы к панели управления доменом
  3. регистрацию хостинга (сервера) на заказчика (компанию или физлицо), доступы к панели управления доменом
  4. регистрацию лицензий ПО на заказчика (компанию или физлицо). Требуется в случае разработки на коммерческих системах управления сайтом (Битрикс, Амиро итд)
  5. исходники дизайна (они могут быть в Figma, PSD, других форматах). Это те файлы, которые можно править в случае необходимости изменения графических элементов сайта
  6. доступ в административную панель сайта
  7. доступы в личный кабинет систем статистики (Яндекс.Метрика, Google Analytics). Если они добавлены в аккаунт разработчиков, заказчик не контролирует ситуацию полностью
  8. доступы в личный кабинет рекламных систем (Яндекс.Директ, AdWords)

После проверки этих данных можно подписывать Акт выполненных работ.

Безопасность паролей после приёмки сайта

В зависимости от того, кто будет осуществлять поддержку, развитие и продвижение сайта (заказчик самостоятельно, разработчики или другой подрядчик), все часть паролей нужно сменить.

Доступ в панель управления доменным именем нужно менять всегда. Пароль от кабинета на сайте регистратора доменов должен храниться у собственника компании или ответственного лица.

Важно понимать, что всё, что вы вкладываете в рекламу и продвижение сайта можно мгновенно потерять вместе с доменом, если доверить управление им недобросовестным специалистам.

Если техподдержкой сайта занимается разработчик, остальные пароли менять не нужно.

Если вы меняете подрядчика, необходимо сменить:

  1. пароль от хостинга (сервера)
  2. пароль от FTP (удалить всех лишних пользователей)
  3. пароль от MySQL с коррекцией конфигурационных файлов (удалить всех лишних пользователей)
  4. пароль от административной панели сайта (удалить всех лишних пользователей)

Если рекламой и техподдержкой у вас занимаются разные люди, смените:

  1. доступы в рекламные кабинеты
  2. доступы к системам статистики

Общее правило: давайте специалистам только те пароли, которые необходимы им для выполнения работы. Всегда меняйте пароль после смены технических специалистов.

Что делать если разработчик не отдаёт все пароли?